Осипов Виктор Иванович, секретарь Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов, член Oбщественного совета при управлении по делам архивов Калужской области, председатель Боровского отделения РГО, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (Спб., 1999), главный редактор сборника «Старообрядчество: история, культура, современность» (г. Боровск).
В. И. Осипов родился 27 февраля 1956 г. в г. Боровске Калужской области. В 1973 г. окончил Боровскую среднюю школу № 2, работал слесарем-сборщиком на Боровском заводе «Вега». В 1974–1978 гг. служил в рядах Военно-Морского флота Вооружённых Сил СССР. В 1983 г. окончил исторический факультет Калужского государственного педагогического института им. К. Э. Циолковского. Во время учёбы работал учителем истории, политэкономии, обществоведения и военного дела в Сатинском СПТУ-8. После окончания института полностью перешёл на работу в это училище. В 1986–1987 гг. работал в Ермолинском СПТУ-14 учителем истории и обществоведения. Активно участвовал в деятельности Общества «Знание», во Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры, пропагандировал сохранение исторического наследия Боровского района Калужской области. В 1987–2010 гг. В. И. Осипов – первый директор Боровского историко-краеведческого музея. В 1991 г. на территории Пафнутьев-Боровского монастыря создал выставку «История боровского старообрядчества», которая действовала до 2005 г. В 2010–2014 гг. – сотрудник Музея-квартиры К. Э. Циолковского в г. Боровске. В.И. Осипов – активный прихожанин Боровской старообрядческой общины Введения Пресвятой Богородицы, в 2002–2016 гг. председатель Боровской старообрядческой общины Русской Православной Старообрядческой Церкви. В 1999 г. в г. Санкт-Петербурге избран членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств, в 2008 г. – членом Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов, в 2010–2015 гг. – депутат Боровской городской думы. В 1998–2004 гг. В.И. Осипов возглавлял Фонд культуры муниципального образования «Боровский район», входил в состав комитета по культуре при администрации Боровского района, благодаря чему сохранены многие исторические здания региона. В 2000 г. возглавил комитет по строительству часовни-памятника сёстрам Соковниным – боярыне Ф.П. Морозовой и княгине Е.П. Урусовой. Построенная в 2005 г. часовня стала неотъемлемой частью историко-культурного ансамбля Боровска. Благодаря усилиям Виктора Ивановича в этот город возвращена надгробная плита боярыни Морозовой и княгини Урусовой, которая с 2005 г. хранится в часовне. В.И. Осипов занимается изучением истории и культуры старообрядчества. Одним из важных направлений его исследовательской деятельности является краеведение. Он создал ряд выставок, организовал и провёл несколько десятков конференций и семинаров, издал ряд сборников по истории и культуре старообрядчества. Особое внимание уделяет изучению старообрядчества Калужской земли: ввёл в научный оборот новые документы, изучал жизнь и деятельность протопопа Аввакума, боярыни Ф. П. Морозовой и княгини Е. П. Урусовой. В настоящее время В.И. Осипов продолжает проводить научные мероприятия: в 2016 г. в г. Боровске организовал семинар «Калужское старообрядчество: история, культура, современность», в 2017 г. провёл круглый стол «Культура старообрядцев и её со хранение», открыл выставку П.Г. Варунина «Современный старообрядческий лубок». В.И. Осипов создал интернет-страницу по истории старообрядчества на сайте «Старый Боровск» – http://www.borovskold.ru/, а также сайт «Музей истории и культуры старообрядчества» – http://oldbelivers.com, которые стали подспорьем для начинающих исследователей старообрядческой истории и культуры. Виктор Иванович – участник многих всероссийских и международных конференций, связанных с историей и культурой русского старообрядчества: «Старообрядчество: история, культура, современность» (Москва, Боровск (Россия), 1993–2016), «Старообрядчество как историко-культурный феномен» (Гомель (Беларусь), 2003), «Липоване: история и культура русских-старообрядцев» (Одесса, Измаил (Украина), 2004–2014), Международные Заволокинские чтения (Рига (Латвия), 2006, 2011, 2017), «Культура русских-липован в национальном и международном контексте» (Тульча, Пятра Нямц (Румыния), 2013, 2017). В.И. Осипов – организатор конференции «Старообрядчество: история, культура, современность», которая на протяжении более 20 лет была главным местом научного и человеческого общения исследователей старообрядчества и вошла в историю старообрядоведения как «Осиповская конференция». С 1995 по 2019 гг. проведено 13 конференций (I – 25–28 апреля 1995 г., Москва; II – 24–25 апреля 1996 г., Москва; III – 15–17 мая 1997 г., Москва; IV – 14–15 мая 1998 г., Москва; V – 21–22 ноября 2000 г., Москва; VI – 19–20 ноября 2002 г., Москва; VII – 22– 24 февраля 2005 г., Москва и Боровск; VIII – 13–15 ноября 2007 г., Москва; IX – 30 сентября – 2 октября 2009 г., Великий Новгород; X – 15–16 ноября 2011 г., Москва; XI – 11–13 ноября 2014 г., Москва; XII – 6–8 февраля 2018 г., Боровск (заочная); XIII – 21–23 ноября 2019 г., Москва – Боровск). Площадки для неё предоставляли Российский университет дружбы народов, Российский институт природного и культурного наследия им. Д.С. Лихачева, Рогожский духовный центр Русской Православной Старообрядческой Церкви и др. На конференциях выступило более 800 учёных, по их итогам издано 9 сборников материалов «Старообрядчество: история, культура, современность» (М., 1996; М., 1997; М., 1998; М., 2000; М., 2002; М., 2005; М., 2007; М., 2010; М., 2014). Одноимённый сборник статей выходил и между конференциями (всего 16 выпусков с 1994 по 2018 гг.). Кроме учёных, большой интерес к конференциям проявили верующие разных старообрядческих согласий. В разные годы среди гостей были старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов), епископ Курской епархии Древлеправославной Церкви Аполлинарий (Дубинин), епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян, епископ Кишинёвский и всея Молдавии Евмений, наставник Даугавпилсской поморской общины Алексий Жилко из Латвии, настоятель Покровского кафедрального храма на Рогожском кладбище протоиерей Леонид Гусев, настоятель Иоанно-Богословского храма Новгородской общины РПСЦ священник Александр Панкратов, управляющий делами Московской митрополии протоиерей Евгений Чунин и многие другие. Духовные лидеры староверия видели основную цель конференций в укреплении основ старообрядчества, утверждении его идеалов в современном обществе. «Осиповская конференция» выполнила поставленные перед собой задачи: собрала для научного общения российских и зарубежных исследователей истории и культуры старообрядчества; материалы сборника «Старообрядчество: история, культура, современность» стали существенным вкладом в развитие российской исторической науки в области старообрядоведения; общение исследователей с верующими показало необходимость проводить совместные исследования и научные мероприятия с представителями старообрядческих общин. (Таранец С.В. Старообрядоведение. Энциклопедический и биобиблиографический словарь. Исследователи истории и культуры старообрядчества второй половины ХХ – начала ХХІ вв. – Т. 1. Киев, 2018. С.354-360).
Список работ В.И. Осипова (на 31.12.2019 г.)
I. ПУБЛИКАЦИИ В НАУЧНЫХ СБОРНИКАХ
1987 г.
1. Боровск в XVII в. (К вопросу о локализации слобод и границ города) // Проблемы древнейшей истории Верхнего Поочья. Тезисы. Калуга, 1986. С.23–26.
1988 г.
2. Борьба посадского населения г. Боровска с Пафнутьевым монастырем за слободы в 17в. // Социальная структура и классовая борьба в России XVI–XVIII вв. М., 1988. С.115–128.
3. Взаимоотношение Пафнутьева монастыря со Столобенским Ниловым монастырем в ХVII в. // Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья. Тезисы докладов. Боровск, 1988. С.35–36.
1989 г.
4. Опыт локализации слобод и границ г. Боровска в 17 в. // Материалы Боровских чтений. Боровск, 1989. С.10–28.
5. Хозяйство Пафнутьева монастыря в Боровском уезде в 17 в. // Сб. тезисов. Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья. Калуга, 1989. С.41–44.
6. К вопросу об экономической деятельности монастырей Калужской губернии (сер.XIX–1917 г.) // Сб.тезисов. Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья. Калуга, 1989. С.62–65.
1990 г.
7. Хозяйство Пафнутьева монастыря в Боровском уезде в 17 в. // Пятая краеведческая конференция Калужской области // Тезисы докладов/. Обнинск, 1990. С.242–245.
8. Взаимоотношения посадского населения г.Боровска с Пафнутьевым монастырем в 17в. // Боровский краевед. Вып.2. Боровск, 1990. С.51–66.
1991 г.
9. Жалованные грамоты 1621 и 1624гг. ц. Михаила Федоровича Пафнутьев-Боровскому монастырю // Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья. Калуга, 1991. С.79–82.
10. Осипова А.И. Из истории деятельности церковного братства пр.Пафнутия (посл.четверть 19–начало 20 в.) // Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья. Калуга, 1991. С.46–50.
11. Осипов В.И. Письма В.И.Малышева к боровским краеведам Г.Н. и Н.Г. Дешиным // Боровский краевед. Вып.3. Боровск, 1991. С.43–49.
1992 г.
12. Судные дела Пафнутьев-Боровского монастыря в 17в.// Боровский краевед. Вып.4. Боровск, 1992. С.37–59.
13. Вкладчики Пафнутьев-Боровского монастыря в 17в. // Боровский краевед. Вып.4. Боровск, 1992. С.17–36.
14. А.И. Ущерб, причиненный Боровску в Отечественной войне 1812г. // Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья. Калуга, 1993. С.61–63.
1993 г.
15. А.И. К вопросу о времени постройки старообрядческих храмов в г. Боровске // Бюллетень РНИА «Верхнее Поочье». Вып.1. Калуга, 1993. С.73–75.
16. А.И. Захоронение князей Волконских на территории Пафнутьева монастыря// Боровский краевед. Вып.5. Боровск, 1993. С.33–75.
17. А.И. Журнал «Церковь» как источник по истории Боровского старообрядчества начала XX в. // Боровский краевед. Вып.5. Боровск, 1993. С.76–113.
1994 г.
18. Осипов В.И. История старообрядчества в Жиздринском уезде// Песоченский историко-археологический сборник. Вып.2. Ч.1. Киров, 1995. С.93–96.
1995 г.
19. Осипов В.И. Миссионерское противораскольничье братство Александра Невского // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.2. М., 1995. С.32–36.
21. Осипов В.И. Из истории миссионерского противораскольничьего братства св. Иоанна Богослова в Калуге (1879–1914 гг.) // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.4. М., 1995. С.2–8; А так же в сб.: Очерки по истории и культуре Калужского края. Калуга, 1996. С.59–65.
1996 г.
22. Осипов В.И. Отношение крестьян-старообрядцев к официальным православным монастырям. Вторая половина XIX–начало ХХ вв. (На примере Калужской губернии) // Старообрядчество: история, культура, современность. Тезисы. М., 1996. С.106–108.
23. Осипов В.И. Взаимоотношения боровских старообрядцев с Пафнутьев-Боровским монастырем во второй половине 50-х гг. XIX в. // Обнинский краеведческий сборник. Обнинск, 1996. С.78–82.
25. Осипов В.И. Судьба могилы боярыни Ф.П.Морозовой в г. Боровске // Вторые Аввакумовские чтения. Нарьян-Мар, 1996. С.26–29.
1997 г.
26. Боровское «Записное» старообрядческое кладбище XVIII–XX вв. // Старообрядчество: история, культура, современность. Тезисы. М.,1997. С.143–144.
27. «Калужские епархиальные ведомости» как источник по истории старообрядчества Калужской губернии // Старообрядчество: история, культура, современность. Тезисы. М., 1997. С.139–142.
28. Из истории Пафнутьев-Боровского монастыря в XV–XVI вв. // Монастыри в жизни России. Боровск-Калуга, 1997. С.172–190.
29. Боровский филиал Калужского областного краеведческого музея. 10 лет работы // Боровский краевед. Вып.7. Боровск,1997. С.37–44.
30. Совместно с А.И. Боровск в XVII в. // Боровский краевед. Вып.7. Боровск,1997. С.107–118.
31. Монастыри Калужской епархии перед первой мировой войной // Песоченский историко-археологический сборник. Вып.3. Ч.3. Киров,1997. С.30–33.
33. Свет Миру (из истории старообрядчества) // Родная старина. Вып.2. Малоярославец,1998. С.47–67. (Это первоначальный вариант статьи по боярыне Ф.П. Морозовой, который пролежав два года в папке редактора вышел в свет уже устаревшим морально – В.О.).
34. + Осипова А.И. Из истории боровских старообрядческих общин ХХ в. // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.6. М.,1998. С.41–50.
35. Из истории Коряковской старообрядческой моленной // Старообрядчество: история, культура, современность. Тезисы. М,1998. С.138–141.
36. Боровск в Смутное время (1600–1618 гг.) и его восстановление // Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья. Тезисы докладов VII конференции 17–18 апреля 1997 г. Калуга,1998. С.75–80.
37. Александр Александрович Челищев - медынский дворянин, участник 1812 г. // От Москвы до Парижа. (1812–1814гг.). Малоярославец,1998. С.48–51.
38. Боровский край с древнейших времен до конца XVII в. (Учебное пособие по краеведению для учителей). Боровск,1998. (Скачать)
40. Редакционная // Боровск: страницы истории. Боровск,1999. №1. С.3.
41. IX историко-краеведческая конференция. Посвященная 640-летию г. Боровска. // Боровск: страницы истории. №1. С.61–64.
42. Калуга и уезд в 1776–1780 гг. по краткому губернскому табелю // Калуга в шести веках. Материалы 2-й городской краеведческой конференции. Калуга,1999. С.4–5.
2000 г.
43. К вопросу о численности старообрядцев Калужской губернии в XIX– первом десятилетии XX в. // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.8. М.,2000. С.33–38.
44. Из истории Боровской старообрядческой общины во второй половине ХХ в. // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы V научно-практической конференции. М.,2000. С.235–246.
45. Роль Боровского музея в сохранение и пропаганде историко-культурного наследия Боровского края // Культура Российской провинции: век ХХ–ХХI веку: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Калуга, 2000. С.125–129
2001 г.
46. Численность старообрядческого населения Боровска и уезда в XIX – начале ХХ в. // Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья. Материалы VIII региональной научной конференции 17–19 марта 1999 г. Калуга,2001. С.110–116.
47. Козельск в последней четверти XVIII в. // Проблемы археологии, истории, культуры и природы Козельского края. 3–4 козельские краеведческие чтения. Калуга,2001. С.31—36.
48. Осипов В.И. Боровский край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Опыт составления учебного пособия для учителей и учащихся средних школ Боровского района) // Музеи на рубеже веков: Материалы научно-практических конференций, состоявшихся в гг. Хабаровске и Москве в 2000 г. М.,2001. С.194—194.
49. Из опыта работы Боровского историко-краеведческого музея со школами Боровского района // Опыт работы музеев Калужской области с детьми: Сб. статей, сценариев, методических разработок, образовательных программ. Калуга, 2001. С.35—43.
50. Туда, где бой кипит (по пути гибели армии Наполеона) // Буклет-путеводитель. Сост.: Осипов В.И. Лошкарёва Н.П. (Скачать)
2002 г.
51. Осипов В.И. “Краткая табель Калужской губернии” — источник по изучению Жиздринского уезда (по состоянию на 1776—1780 гг.) // Песоченский историко-археологический сборник. Киров,2002. Вып.4. Ч.1. С.150—154.
53. Осипов В.И. К вопросу о численности старообрядческого населения Жиздринского уезда Калужской губернии в XIX—начале ХХ вв. // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. М., 2002. С.205—212
2003 г.
54. Осипов В.И., Осипова А.В. Об увековечевании памяти мучениц боярыни Ф.П.Морозовой и княгини Е.П.Урусовой в г. Боровске // Старообрядчество как историко-культурный феномен. Материалы международной научно-практической конференции 27—28 февраля 2003 г. Гомель, 2003. С.222—223.
2004 г.
55. Осипов В.И. «А крестное-де знамение он на себе полагает двоеперстное...» (дела боровских старообрядцев в 1730-е годы) // Старообрядчество: история, культура и современность. Вып.10. М., 2004. С.36—45.
56. Осипов В.И. О ходе строительства часовни боярыни Ф.П. Морозовой и княгини Е.П.Урусовой в г.Боровске // Старообрядчество: история, культура и современность. Вып.10. М., 2004. С.114—117.
57. Осипов В.И. К вопросу о численности старообрядческого населения Жиздринского уезда Калужской губернии в XIX-начало ХХ вв. // Песоченский историко-археологический сборник. Вып.5. Киров, 2004. С.166—172.
58. Осипов В.И., Осипова А.В. Памятные места старообрядчества г. Боровска // Старообрядчество Украины и России: прошлое и современность. Киев, 2004. С.166—174.
59. Осипов В.И. О численности старообрядцев г. Белёва Тульской губернии во второй половине XIX в. // Белёвские чтения. Вып.4. М.,2004. С.87—91.
2005 г.
60. Осипов В.И. Численность старообрядцев Тульской губернии по итогам Всероссийской переписи 1897 г. // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. Т.1. М.,2005. С.154-164.
61. Осипов В.И. «Калужские епархиальные ведомости» (1862-1906) как источник по истории старообрядчества Калужской губернии // Вопросы археологии, истории и культуры Верхнего Поочья. Материалы VI научной конференции 28 февраля-3 марта 1995 г. Калуга, 2005. С.165-169.
62. Осипов В.И. Сохранение старообрядческого наследия в г. Боровске: «Записное» кладбище // Липоване. История и культура русских-старообрядцев. Вып.1. Одесса 2004. С.83—86.(Скачать)
63. Осипов В.И. Пафнутьев-Боровский монастырь в первой трети XVII в. // Боровск: страницы истории. Вып. 5. Боровск, 2005. С.55—86.
64. Осипов В.И. Памяти М.М. Колышкина — верного друга Боровского историко-краеведческого музея // Земля Боровская. Вып.1. Боровск, 2005. С.45—47.
65. Осипов В.И. Поклонный крест на родине Арсения Уральского // Липоване: история и культура русских-старообрядцев. Вып.2. Одесса , 2005. С.81—84.
2006 г.
66. Осипов В.И. Гибель Боровской крепости // Земля боровская. Боровск, 2006. Вып.2. С.18—27.
67. Осипов В.И. Боровская драма: от старообрядческой часовни к единоверческой церкви // Земля боровская. Вып.3 . Боровск, 2006. С.39—58; Опубл. Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.11. М., 2006. С.37—44.
68. Осипов В.И. Настанет пора — и воздвигнут, ей памятник вместо дыбы // Международные Заволокинские чтения. Рига, 2006. С.117—126.
2007 г.
69. Осипов В.И. Диалог учёных и старообрядцев: Научная конференция «Старообрядчество: история, культура. современность» // Старообрядчество в Тверском крае: прошлое и настоящее. Материалы круглого стола. Тверь-Ржев, 2007. С.109—112.
70. Осипов В.И. Судьба боровских старообрядческих общин и храмов в ХХ в. // Судьба старообрядчества в XX—начале XXI вв.: история и современность. Киев-Куреневка-Чечельник, 2007. С.112—126.
71. Осипов В.И. «…В Боровеск на мое отечество, на место мученое…»: Боровский период жизни протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, княгини Урусовой. Калуга, 2007. (Скачать)
72. Осипов В.И. «Дом мой дом молитвы наречется…» // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.12. М., 2007. С.34—42.
73. Осипов В.И. Моленные и храм боровских неокружников (вторая половина XIX—середина ХХ вв. // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. М., 2007. С.170—180.
2008 г.
74. Осипов В.И. Старообрядческий священник о. Иоиль: штрихи к портрету // Земля боровская. Вып.4. Боровск, 2008. С.18—26.
2009 г.
75. Осипов В.И. Епископ Феодосий (Баженов): штрихи к портрету // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.13. М., 2009. С.100—103.(Скачать)
76. Осипов В.И. Обзор документов по Бессарабской епархии за 1892 г. (по материалам канцелярии архиепископа Московского и вся Руси) // Липоване: история и культура русских старообрядцев. Вып. 6. Одесса, 2009. С.160—167. (Скачать)
78. Осипов В.И., Зиновкина Н.В. Малоярославец (последняя четверть XVIII–начала ХХ вв.) // Материалы VIII научно-практических чтений памяти А.Н. Радищева. Секция архивоведения, истории и краеведения. М., 2009. С.87–135.
2010 г.
79. Боровское единоверие (вторая половина XIX–начало ХХ вв.): итоги миссионерской деятельности синодальной церкви // Старообрядчество: история, культура, современность: Материалы. Великий Новгород, 2010. С.137–153.
2011 г.
80. Осипов В.И. Боровские корреспонденты В.И. Малышева – хранители народных преданий о протопопе Аввакуме // Вторые Мяндинские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 11–12 июля 2010 г., с. Усть-Цильма. Сыктывкар, 2011. Т.1. С.65–70.
81. Осипов В.И. Боровские старообрядцы и местные святые и чудотворные иконы // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы X Международной конференции, проходившей в Москве-Боровске 15-17 ноября 2011 г. М.: Боровск, 2011. Т.2. С.254–266.
2012 г.
82. Осипов В.И. Новые материалы к биографии епископа Измаильского Анастасия (1839–1906) // Липоване: история и культура русских старообрядцев. Вып.9. Одесса-Измаил, 2012. С.112–114. (Скачать)
83. Осипов В.И. Боровское старообрядческое общество и беглое священство в XIX в. // Старообрядчество: истории, культура, современность. Вып.14. М., 2012. С.35–39.
84. Осипов В.И. Боровский район в предвоенные годы и до начала боевых действий на его территории // Гармония. Вестник ГБУ Боровского центра социальной помощи семье и детям. №3-4. 2012. С.25–28.
2013 г.
85. Осипов В.И. Памяти историка: Геннадий Иванович Королёв (1936–3009) // Королёв Г.И. Боровск: город и его жители. Москва-Боровск, 2013. С.3–8.
86. Осипов В.И. Воспоминания старообрядческого священника о. Иоиля Ульянова об оккупации г. Боровска в октябре-декабре 1941 г. // Русские старообрядцы: язык, культура, история. Сборник статей к XV Международному съезду славистов. М., 2013. С.455–462. (Скачать)
87. Осипов В.И. Обзор документов по Бессарабской епархии за 1906 г. (По материалам Канцелярии архиепископа Московского и всея Руси) // Культура русских-липован в национальном и международном контексте. Сборник докладов и сообщений Международного научного симпозиума ОРЛР (Тульча, 12-16 июня 2013 г.). Бухарест, 2013. С.370-384.(Скачать)
2014 г.
88. Осипов В.И., Осипова А.В. Кто помог боровчанам? (Пожар в Боровске 1857 г.) // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы Международной научной конференции. (11-13 ноября, Москва). Т.I. М.,2014. С.98-102.(Скачать)
2015 г.
89. Осипов В.И. Боровский район в предвоенные годы (до начала боевых действий на его территории) // Земля Боровская: страницы истории. Боровск, 2015. С.5-27.
90. Осипов В.И., Осипова А.В. Конфликт епископа Иннокентия с игуменом Петропавловского монастыря Галактионом Степановым в 1907 г. (По материалам Канцелярии архиепископа Московского и всея Руси) // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.15. М., 2015. С.84-88.(Скачать)
2016 г.
91. Осипов В.И., Осипова А.В. Научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность» и ее роль в изучении старообрядчества в регионах России // Девятые всероссийские краеведческие чтения (Москва-Воронеж, 15-19 мая 2015 г.). М., Воронеж, 2016. – 948 с. – С.863-869. (Скачать)
2017 г.
92. Осипов В.И. Боровчане на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // Земля Боровская: страницы истории. Вып.2. Боровск, 2017. С.21-46.
93. Осипов В.И., Осипова А.В. Музейное информационно-туристическое пространство г. Боровска: современность и перспективы развития // Земля Боровская: страницы истории. Вып.2. Боровск, 2017. С.113-141.
94. Осипов В.И. РИЖСКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ (по материалам журнала «Церковь» 1908-1914 гг.) // 5-е Международные Заволокинские чтения. Рига, 2017. (В печати).
2018 г.
95. Осипов В.И. Боровское старообрядческое общество и городское управление (XIX в. – 1917 г.) // Чтения памяти Д.И. Малинина: материалы первых-четвертых чтений. 2015-1018 гг. Калуга, 2018. С.20-40. (Смотреть-скачать)
96. Осипов В.И. Строительство в Боровске старообрядческих храмов в начале ХХ в. // Чтения памяти Д.И. Малинина: материалы первых-четвертых чтений. 2015-1018 гг. Калуга, 2018. С.40-57. (Смотреть-скачать)
97. Осипов В.И. Пафнутьев Боровский монастырь: страницы истории / — Боровск, 2018. — 288 с.: Ил. (Скачать)
Чем привлекает к себе небольшой подмосковный город Боровск? Своей древностью или живописной природой? Интересной историей или славными земляками? Богатством архитектуры или боевыми подвигами предков? Да, все это присуще нашему городу. Но особый интерес к этому уголку Подмосковья вызывает, пожалуй, существование здесь известной православной обители, памятника истории и культуры — Пафнутьева-Боровского монастыря. Основой настоящего издания стали ранее опубликованные работы автора по истории Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьев-Боровского монастыря. Книга предназначена историкам, краеведам, учителям истории средней общеобразовательной школы и всем, интересующимся историей России.
2019 г.
98. Осипов В.И. Разрушение и восстановление Боровского района. Помощь фронту // Земля Боровская: страницы истории. Вып.3. Боровск, 2019. С.87-134. (Сачать-смотреть)
99. Осипов В.И. К.Э. Циолковский и священник Евграф Соколов // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК (Сборник материалов ХIХ Межрегиональной научно-практической конференции с Международным участием 18 апреля 2019 г.). Киров. 2019. С.43-52 . (Сачать-смотреть)
100. Осипов В.И. Миссионерские «противораскольнические братства Калужской губернии (вторая половина XIX– первое десятилетие XX вв.) // Материалы XIII-й Международной научной конференции «Старообрядчество: история, культура, современность». 21-23 ноября 2019 г., Москва. М.. 2019. С.180-186. (Смотреть-Скачать)
101. Осипов В.И. Деятельность православных миссионеров Боровского уезда Калужской губернии (вторая половина XIX в. – 1917 г.) // Архивы и российская провинция: история, настоящее, будущее: материалы конференции, посвященной 100-летию архива Калужской области. Калуга, 2019. С.139-152. (Смотреть-Скачать)
102. Осипов В.И. СЕМЕЙНЫЕ ФОТОГРАФИИ СТАРООБРЯДЦЕВ БОРОВСКА КАК ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК // XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. Москва; Казань, 2019. С.197-198. (Смотреть-Скачать)
103. Осипов В.И., Осипова А.В. Обзор документов по Бессарабской епархии за 1907 г. (по материалам Канцелярии архиепископа Московского и всея Руси) // Культура русских-липован в национальном и международном контексте. Сборник докладов и сообщений Международного научного симпозиума ОРЛР (г. Пятра Нямц, 11 -15 ноября 2017 г.). Вып.7. Бухарест, 2019. С.265-276. (Смотреть-Скачать)
104. Осипов В.И., Осипова А.В. Музей истории культуры старообрядчества: история создания его в Боровске // Интеграция музеев Сибири в региональное социокультурное пространство и мировое музейное сообщество: Наука. Наследие. Общество: мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Улан-Удэ, 9–12 сентября 2019 г.). Улан-Удэ, 2019. С.33-35. (Смотреть-Скачать)
105. Осипов В.И.. Осипова А.В. Боровский старообрядческий некрополь (история, перспективы, изучение) // Исторический некрополь России как часть отечественного культурного наследия: проблемы изучения и охраны. К 100-летию со дня гибели Великого князя Николая Михайловича (1859 - 1919). Материалы lV Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 24-25 мая 2019 г. М.: ИЦ "Краеведение", 2019. С.371 - 378. (Смотреть-Скачать) или (Смотреть-Скачать)
2020 г.
104. Осипов В.И., Осипова А.В. Фронтовые письма П.И Хрусталева и Г.И. Безобразова // Земля Боровская: страницы истории. Вып.4. Боровск, 2020. С.37-62. (Смотреть-Скачать)
105. Осипов В.И. История Боровска в творчестве русского писателя Д.А. Жукова // Обнинский краеведческий сборник. Материалы историко-краеведческой конференции "Город и регион: проблемы археологии, истории и культуры", посвященный 55-летию Музея истории города Обнинска. Обнинск, 2020. С.137-138. (Смотреть-Скачать)
2021 г.
106. Осипов В.И. «Благословлю Господа на всяко время...» Боровск старообрядческий / В.И. Осипов, худ. В.А. Черников. — Боровск, Музей истории и культуры старообрядчества, 2021. — 364 с.: ил. (СМОТРЕТЬ-СКАЧАТЬ)
Протопоп Аввакум, боярыня Ф.П. Морозова стали частью нашего национального сознания, мерилом национальной совести. Нам дороги и памятны места, которые освящены этими именами. Одним из таких мест является боровская земля. В XVIII–XIX вв. половина жителей Боровска были старообрядцами. История боровских старообрядческих общин, как в миниатюре, отражает судьбу всего русского старообрядчества. С 1906 по 1909 гг. в Боровске официально были зарегистрированы 4 старообрядческие общины, хотя, разумеется, все они существовали задолго до этого. ХХ в. был самым трудным веком в истории боровских старообрядцев. На протяжении столетия они продолжали бороться за сохранение веры своих предков. Новая книга является обобщением многолетних исследований. Надеюсь, что она вызовет интерес не только у боровчан, но и у всех, кто интересуется историей старообрядчества.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Численность старообрядцев КалужсКой губернии XIX—наЧала XX вв.
Глава 2. Политика государственной власти и официальной церкви в отношении боровских старообрядцев (XVIII в.–1917 г.)
1. Взаимоотношения боровских старообрядцев с государством и синодом в XVIII в.
Приложение. 1685 г., апреля 7. Указные статьи царевны Софьи
2. Взаимоотношения боровских старообрядцев с государством и синодом (XIX в.–1917 г.)
Глава 3. «Дом мой дом молитвы наречется…» (старообрядческие моленные и храмы XIX в.–1917 г.)
1. Как старообрядцы лишились своего храма
2. Моленные и храмы окружников
3. Моленные и храм неокружников
4. Моленные беглопоповцев («лужковцев»)
5. Моленные беспоповцев
Глава 4. «Буди имя господне благословенно отныне и до века…» (история Боровского старообрядчества 1917-2020 гг.)
В сборник вошли церковные летописи двух храмов города Боровска: Благовещенского собора и церкви Рождества Христова второй половины XIX– первых десятилетий ХХ вв. В церковных летописях фиксировались события повседневной приходской жизни, содержалась ежегодная приходская статистика (количество родившихся, сочетавшихся браком, умерших). Многие записи содержат информацию о религиознонравственной жизни прихожан, сведения об их занятиях и промыслах, информацию о причте. Часто записи фиксируют сведения о необычайных явлениях природы, урожаях, эпидемиях в крае, о событиях общегосударственного масштаба (войны, революции, коронации). В них нашли отражение и школьное образование, и описание климатических условий, стихийные бедствия, пожары. Церковные летописи двух боровских храмов являются уникальным источником для изучения не только жизни этих приходов, но и общественной жизни населения города. Издание церковных летописей боровских храмов позволит существенно расширить знания по церковной истории Боровска.
Сборник предназначен для широкого круга читателей. Его можно использовать и как справочное пособие к школьным курсам краеведения, истории и культуры
II. ПУБЛИКАЦИИ В ГАЗЕТАХ
1984 г.
1. На «белом пятне» археологической карты // «За коммунизм». №77. 1984.
2. Сохранить красоту// «За коммунизм». №95.1984.
3. Дорогами славы // «За коммунизм». №42. 1984.
4. Сообщает летопись. Из истории Пафнутьев-Боровского монастыря // «За коммунизм». №127. 1984.
1985 г.
5. Документ - тоже памятник истории // «За коммунизм». №64. 1985.
6. Историки делятся открытиями // «За коммунизм». №43. 1986.
7. Монастырь готов к обороне // «За коммунизм». №81. 1985.
8. Цена одной книги // «За коммунизм». №125. 1985.
1986 г.
9. Последний боровский князь // «За коммунизм». №70. 1986.
10. Монастырские вотчины // «За коммунизм». №95. 1986.
11. Ломоносов - историк // «За коммунизм». №138. 1986.
12. Помещики и крепостные // «За коммунизм». №143. 1986.
1987 г.
13. Рабочие и фабриканты // «За коммунизм». №4. 1987.
14. Поселяне менят косы на пики // «За коммунизм». №107, 109. 1987.
15. О героях-чекистах // «За коммунизм». №148. 1987.
16. Из истории Ермолино // «Текстильщик» (п.Ермолино). №27. 1987.
1988 г.
17. Боровск в 17 веке // «За коммунизм». №10, 37. 1988.
18. Монастырские доходы и расходы // «За коммунизм». №43. 1988.
19. Когда произошло крещение Руси // «За коммунизм». №43.1988.
20. Тайна Андрея Клешнина // «За коммунизм». №57.1988.
21. Прочитайте памятную книгу // «За коммунизм». №. 1988.
22. Рано ставить точку // «За коммунизм». №95. 1988.
1989 г.
23. Старообрядческая реликвия // «За коммунизм». №38. 1989.
24. Не на свалку, а к нам // «За коммунизм». №21. 1989.
25. От боярыни Морозовой до наших дней (Интервью с А.И.Осиповой)// «За коммунизм». №59. 1989.
26. Открылся музей // Памятники Отечества. №1(19). 1989. С.107.
27. Монастырь и его покровители // «За коммунизм». №107. 1989.
28. Нужен музей на городище // «За коммунизм». №117. 1989.
29. Боровск завтра // «За коммунизм». №141. 1989.
1990 г.
30. Сохраним память // «За коммунизм». №28. 1990.
31. Музей благодарит и просит // «За коммунизм». №34. 1990.
32. Документы рассказывают // «За коммунизм». №46. 1990.
33. Хранители национальных богатств // «За коммунизм». №58. 1990.
34. Не разрушать, а сохранить // «За коммунизм». №84. 1990.
35. Осипова А.И. Братство пр.Пафнутия, или как православные спорили со старообрядцами // «За коммунизм». №143. 1990.
1991 г.
36. Как сохранить наследие // «БИ». №47. 1991.
37. Погибнем или возродимся // «БИ». №58. 1991.
38. Приглашаем на конференцию // «БИ». №82. 1991.
39. Такой человек нам нужен // «БИ». №87. 1991.
40. Документ для краеведа // «БИ». №113. 1991.
41. Хранитель истории // «БИ». №32. 1991.
1992 г.
42. Листая старые подшивки // «БИ». №56, 57. 1992.
43. Так жили наши деды и прадеды // «Боровские известия». №63. 1992.
44. Чудеса из лозы и бересты // «Боровские известия». №67. 1992.
45. На пути Наполеона был Боровск // «Боровские известия». №131. 1992.
1993 г.
46. Осипова А.И. Время строительства старообрядческих храмов // «Боровские известия». №30. 1993.
47. Повернитесь к нам лицом // «Боровские известия». №57. 1993.