Навигация

Поиск

 
[ Главная | Музей истории и культуры старообрядчества | Экскурсии | Контакты | Карта сайта ]
Люди земли Боровской > Верхов Виктор Сергеевич

        
АВТОБИОГРАФИЯ

Мой жизненный путь.

Родился я 11 ноября 1936 года в рабочем поселке Алексеевке Хвалынского района Саратовской области. Предки мои - крестьяне. Дед Емельян Иванович работал кузнецом в имении графов Воронцовых-Дашковых и имел доброе крестьянское хозяйство. Он погиб в 1919 году, находясь в поле вместе с другими крестьянами, смертельно раненный осколком снаряда. Крестьян обстреляли красные моряки с военного корабля, крейсеровавшего на Волге. Они по ошибке приняли их за какую-то банду. Его жена - моя бабушка Прасковья Осиповна родила 14 детей. Но к началу Великой Отечественной Войны в живых осталось только пятеро. Прадед мой, по линии матери, умер от голода в 1933 году. Старшая сестра мамы - Анна вышла замуж за зажиточного крестьянина, которого вместе с семьей во время всеобщей коллективизации сослали в Сибирь. Старший брат матери Георгий Емельянович воевал в годы Великой отечественной войны в составе Второй ударной армии, которой командовал генерал-лейтенант Власов. Под Новгородом Великим эта армия попала в окружение, и мой дядя, при попытке прорваться, погиб вблизи маленькой станции Мясной Бор. Где его могила - никому не известно.

Мои родители в тридцатые годы прошлого века были рабочими совхоза «Коммунар». За хорошие трудовые показатели механизатору Верхову Сергею Герасимовичу, одному из первых в 1940 году установили радиоточку. Так что я уже с 4-х лет слушал по радио различные музыкальные и другие передачи, связанные с культурой.

В.С. Верхов с дочерью Ольгой. Фото 2 октября 2018 г.

Отец моего отца - мой дед Герасим Иванович Верхов до революции жил со своей семьей в городе Хвалынске и вел крестьянское хозяйство. В 1918 году он поехал в город Козлов (Мичуринск) чтобы обменять сельхозпродукты на промтовары, но заболел сыпным тифом и умер. Бабушка - мать отца Мария Никитична до замужества была в услужении у архиерея. Она была сиротой, и архиерей выдал ее замуж за Герасима - зажиточного крестьянина. Мама моя Ольга Емельяновна работала в совхозе на животноводческой ферме. Дядья, по линии матери, были рабочими судоремонтного завода, обслуживающего Алексеевский затон, куда заходили на ремонт и зимнюю стоянку суда волжского речного пароходства. А один дядя даже был капитаном речного флота. В 1938 в нашей семье родилась моя сестренка - Галина. В настоящее время она живет в городе Пушкине (Царское село) под С-Петербургом. В свободное от работы время мои родители участвовали в художественной самодеятельности, и мы часто видели их на клубной сцене. Это их увлечение, а также их способности передались и мне с сестрой, потому что Галина была в свое время солисткой Ленконцерта. Отец был охотником и заядлым рыбаком - таким он остался до конца жизни. Он был настоящим волгарем и любил Волгу всей душой. Иногда он брал меня на рыбалку и сенокос. Таким образом, я с самого раннего детства жил в природе волжских островов, прибрежных лесов и лугов, видел красивейшие рассветы над Волгой и золотые закаты, исчезающие с последними лучами заходящего солнца в лесу, что покрывал холмы, тянущиеся грядой вдоль Волги.

Мы посещали детский садик, который находился в бывшем барском доме - необычной для сельской местности архитектуры - это был большой красивый дом.

Но мирное время было прервано началом Великой отечественной войны. Отец ушел на фронт (ему было тогда 30 лет). Мать работала, как и все в ту пору, с утра и до ночи. И мне приходилось в пятилетнем возрасте, еще в темноте занимать очередь за хлебом, провожать к водопою корову и задавать ей корм, искать хворост, провожать в детский садик сестренку.

В 1942 году отца тяжело ранило в бою под городом Ржевом. После частичного выздоровления он был оставлен работать механиком в машинно-тракторной станции (МТС), так как сельское хозяйство нуждалось в опытных кадрах. В связи с этим мы переехали жить в наш районный центр Хвалынск.

В мае 1943 года мальчик-сосед, выстрелом из охранной берданки (мать его работала в организации, которая называлась «Заготскот» сторожем и оставила ружье заряженным дома) тяжело ранил меня. Мне было тогда шесть с половиной лет. В областной глазной клинике города Саратова я пролежал 21 день без памяти. За мной ухаживала моя мама. После этого я пошел на поправку, но зрение потерял полностью навсегда. Окружающий мир красок превратился для меня в мир звуков. Меня окружала «живая темнота» - так я называю это состояние, в котором оказался. Но, несмотря на это, рос я подвижным мальчиком. Со своими зрячими друзьями ходил купаться на Волгу, научился хорошо плавать, и многое делал то, что и они.

В 1946 году, когда мне пошел десятый год жизни, мать отвезла меня на пароходе в саратовскую школу-интернат для слепых детей. Но таких как я переростков там было подавляющее большинство учащихся: сказались последствия войны. Было много раненных детей, например, лишенных рук, ослепших от болезней. Об этом я писал в своих воспоминаниях, помещенных в журнале «Школьный вестник». Так в нем были напечатаны мои новеллы, рассказывающие о послевоенном времени: «Три встречи с Брайлем», «Жук и ворона», «Самозванец и др.», «Звучал оркестр духовой». Одно из моих стихотворений - «В одном строю»- я посвятил нашему капельмейстеру Калентьеву Василию Ивановичу и товарищам по духовому оркестру.

Время было послевоенное - для страны тяжелое. Несколько лет с начала моего пребывания в интернате бытовые условия были, мягко сказать, неблагоустроенными. Например: печное отопление, отсутствие вентиляции в общих туалетах, скученность в спальных комнатах, нехватка учебных пособий, бумаги, скромное питание, очень мало музыкальных инструментов.

Но постепенно условия проживания в интернате улучшались, конечно, их нельзя даже сравнивать с современными.

В 1949 году отец завербовался работать на Колыму (была такая организация «Дальстрой»), С ним уехали мать и сестра. Там он работал водителем, как сейчас говорят, дальнобойщиком - развозил разнообразные грузы по лагерям Гулага и золотым приискам. Я находился в интернате в течение девяти месяцев, то есть всего учебного года, а летом - в Алексеевке у бабушки. Причиной, побудившей отца поехать в столь дальние края было то, что у нас не было своего жилья, семья постоянно проживала в домах у каких-нибудь хозяев. Помню, что все свое детство я проспал на полу, так как у меня не было даже своей кровати, не считая того времени, когда я находился в интернате. В 1953 году родители возвратились с Колымы, где отец заработал некоторую сумму - и на эти деньги они купили в Саратове небольшой домик. Он стоял в глубине длинного общего двора над прудом, за которым находился городской парк культуры им. Горького. Каждый вечер в парке играл духовой или симфонический оркестр, и я, изучив дорогу, иногда приходил к этой музыкальной эстраде, имеющей форму раковины, один садился на скамью и слушал прекрасную музыку в исполнении этих замечательных коллективов.

Вообще, Саратовская школа, в музыкальном отношении, была на приличной высоте. И это благодаря таким прекрасным музыкальным руководителям, как: Калентьев Василий Иванович, Калентьева Александра Васильевна, Белавин Николай Ефимович. Одно время школа даже именовалась школой с музыкальным уклоном. Действовали музыкальные кружки: хоровой, духовой оркестр, струнный оркестр, драматический, шахматный и другие кружки.

С 1948 года я участвовал в духовом и хоровом кружках, а когда школа стала с музыкальным уклоном начал учиться игре на баяне. В духовом оркестре я был трубачом, а в хоре иногда выступал как солист. Занимался отдельно сольным пением. Учителя литературы и русского языка привили мне любовь к поэзии, к произведениям русских писателей-классиков. Вместе с другими ребятами я принимал участие в городских смотрах и фестивалях детской художественной самодеятельности. Наши художественные коллективы давали концерты в госпитале для раненых, в колхозах, совхозах - для тружеников сельского хозяйства. Однажды наш духовой оркестр обслуживал вечер в Саратовском индустриальном техникуме, и мы слушали выступление комсорга техникума, студента Юрия Гагарина.

Громадную роль в моем духовном воспитании сыграли нередкие посещения спектаклей таких культурных центров, как оперный, драматический, кукольный театры, превосходный театр юного зрителя, концертов в филармонии. Как и большинство детей того времени, я находился в рядах школьной пионерской и комсомольской организации, участвовал в их жизни. Будучи комсомольцем я был назначен редактором школьной стенной газеты, в которую не очень-то хотели писать свои заметки мои однокашники, по-видимому приелась идеологическая пища. Под руководством учительницы литературы мы - это несколько человек - проводили литературные вечера. В одиннадцатом классе под моей редакцией выходил ежемесячный литературный журнал, который имел название «Ералаш». Журнал был, конечно, рукописным. В нем помещались рассказы, стихи, басни моих товарищей по классу. В этом журнале я поместил свое стихотворение на сугубо политическую тему: очень сильно ругал американских империалистов, грозил им, как и Никита Сергеевич Хрущев, что под ними уже колеблется «почва подзолистая» и что «рабочего класса лапа мозолистая достанет их хоть на луне».

Нужно сказать, что в те годы воспитанников школы никто не обучал ориентированию на улице и помещении, и я сам этому учился. С 7-го класса, то есть с того времени, как мои родители купили дом в Саратове, из-за перегруженности контингента меня сделали приходящим. Я выходил из дома рано утром, один шел на трамвайную остановку два квартала, переходил через дорогу и трамвайную линию, садился в трамвай и ехал 6 остановок на нем. Затем переходил другую улицу и шел 2 квартала до интерната. Пересекал еще одну улицу - и все это без трости при полном отсутствии зрения. Поздно вечером я покидал стены интерната и проделывал тот же путь, только в обратном направлении. Так что было много всяких приключений.

Нужно сказать, что в школе тогда было совершенно мало условий для занятий спортом. Однако в марте 1952 года наша команда приняла участие в республиканских соревнованиях по спортивной гимнастике среди учащихся школ интернатов для слепых детей, проходивших в Ленинграде. В эту команду был зачислен и я.

В одиннадцатом классе нас осталось всего 9 человек учащихся. Из девяти человек школу окончили с золотыми медалями 3 человека. В двадцатых числах июня нам вручили аттестаты. В моем аттестате были три четверки по математике, а по остальным предметам пятерки. Так я вышел в большую жизнь. Передо мной стояла альтернатива: или поступать куда-либо, или идти работать на УПП ВОС. Мной было послано письмо в город Нежен, в культпросветучилище, но получил отказ. Направил документы в Калужское культпросветучилище. Администрация отказала мне, сославшись на отсутствие общежития. Сдал документы в приемную комиссию госуниверситета на исторический факультет. Прошел по конкурсу. С 1957 и по 1962 год обучался историческим и другим наукам в Саратовском государственном Ордена Трудового Красного знамени университете имени Николая Гавриловича Чернышевского. В июне 1962 года сдал госэкзамены и получил диплом, свидетельствующий о том. что я теперь имею специальность педагога - учителя истории. Снова встали вопросы: Куда идти? Что делать? Инвалидам давалось право свободно устраиваться на работу, то есть без направления. В самом Саратове в школах мест не было, а в сельскую местность поехать работать я не решился. Проработал все лето в санатории баянистом, а затем устроился работать на УПП, в цех, где производили транспортные цепи. С помощью особого приспособления я вручную гнул полувосьмеркой звенья цепей, которые изготовлялись из толстой ржавой проволоки. Это был самый настоящий сарай с земляным полом, в котором рядом со мной работали сварщики. Дым и гарь от сварки стлались по этому небольшому помещению. Через полгода меня перевели в цех, где запыжовывались пробки для укупорки бутылок на ликероводочном заводе. Через год я был переведен в картонажный цех, где на циркулярной пиле делал пропилы для картонных решеток, из которых собирали упаковку для продукции радиолампового завода. Производственные условия на предприятии желали быть лучше.

С одним товарищем я стал выпускать сатирическую газету, в которой скрывались недостатки в организации производства и условиях труда. Это не нравилось руководству, и нас дважды обсуждали, а вернее сказать осуждали на партийном бюро.

И в студенческие годы, и в то время, когда я работал на Саратовском УПП, по-прежнему участвовал в художественной самодеятельности. Наши коллективы дважды принимали участие в зональных смотрах ВОС, проходивших в г. Казани. В 1960 году в составе команды Саратовской области я принимал участие в республиканских соревнованиях ВОС по легкой атлетике в городе Горьком.

В 1965 году я переехал в Куйбышев, поступил работать на УПП №2 им. Кирова вязальщиком трикотажных изделий. Там я встретил прекрасную девушку, которая стала моей женой. Еще в семилетнем возрасте в 1945 году от взрыва детонатора она потеряла зрение. С 1956 года работала в трикотажном цехе этого же предприятия. Быстро включился я в жизнь коллектива, стал участвовать в художественной самодеятельности: хор, инструментальный ансамбль. При моем участии был организован духовой оркестр. Руководство УПП предложило мне работать директором клуба. Наш художественный коллектив неплохо выступил на зональном смотре в 1966 году в г. Казани.

В 1967 году я перевелся на УПП №1 поближе к дому, стал шить различные картонные коробки для упаковки товаров. В апреле 1967 года в нашей семье произошло радостное событие - у нас родился сын.

В ноябре 1967года Куйбышевское областное правление ВОС направило меня на курсы повышения квалификации в институт ВОС в Быкове (Москва). По окончании курсов в декабре 1967 года я обратился в Центральное правление общества с предложением использовать мои знания на руководящей работе в системе ВОС. Ездил я везде один, несмотря на полное отсутствие зрения - у меня вообще не было сопровождающего.

Мы не имели своей квартиры, жили вместе с семьей брата жены. ЦП ВОС направило меня работать помощником директора по культурно- массовой работе и быту на Боровское УПП ВОС (село Русиново) Боровского района Калужской области. Нам дали квартиру в двухэтажном доме на первом этаже с печным отоплением, без водопровода и слива, со всем остальным - на улице. Мы приехали в Русиново с маленьким ребенком. Предприятие находилось от дома в полутора километрах, больница еще дальше. В маленьком магазинчике скудный ассортимент продуктов. В общем, разных трудностей было много. С нового года мне пришлось вновь налаживать художественную самодеятельность, заниматься радиофикацией предприятия, развитием социалистического соревнования, привлечением рабочих в учебно-консультационный пункт, работать с общественными организациями (профсоюз, первичная организация ВОС), заниматься организаций спортивных соревнований и многим другим. Особенно трудно было с бытом, так как все неблагоустроенное жилье находилось на балансе предприятия. Нужно было обеспечить людей топливом, баллонным газом, сделать вовремя ремонт, выделить участки для огородов, производить санитарную очистку туалетов и так далее, и тому подобное.

Приступил я к этой работе с января 1968 года. К началу учебного года (1968-1969) выяснилось, что для УКП нужен учитель истории. Дирекция Московской межобластной очно-заочной школы для взрослых слепых и слабовидящих, предложила мне работать по совместительству - вести уроки по истории. Так я стал работать на двух должностях. Уходил в восьмом часу утра из дома, а приходил поздно вечером. Легче стало работать и жить, когда в 1973 году в ноябре месяце мы получили отдельное благоустроенное жилье в пятиэтажном доме. Многое пришлось испытать и повидать. 21 год проработал учителем истории, 8 лет помощником директора, руководителем кружка «Барабанщики и горнисты» в массовой школе, рабочим на Боровском УПП ВОС.

В течение 10 лет вёл кружок эстетического развития инвалидов по зрению и всех желающих посещать музыкальную гостиную «Обитель муз», которая существует при филиале областной специальной библиотеки для слепых и слабовидящих им. H.A. Островского. Многократно награждался почетными грамотами за активную общественную деятельность, за работу по привлечению инвалидов к повышению культурного и общеобразовательного уровня, за работу по реабилитации инвалидов, за организацию художественной самодеятельности и так далее. Имею грамоты от департамента социальной защиты населения Калужской области, благодарственные письма за подписью губернаторов. От ЦП ВОС награжден почетной грамотой к 60-летию образования Калужской областной организации ВОС, отмечен знаком ЦП «Отличник ВОС», к 80-летию общества слепых знаком «Ветеран ВОС». К 85- летию ВОС отмечен знаком «За заслуги перед ВОС».

За успехи в художественной самодеятельности на районных, областных, республиканских смотрах, за участие в фестивалях и конкурсах отмечен многими дипломами, в том числе дипломами лауреата, благодарственными письмами и почетными грамотами, различными призами. Получал призы за участие в музыкальных конкурсах, проводимых Российским радио под названиями «Гармония», «Моя любимая пластинка», в которых я занимал вторые места. Награжден дипломом и премией за творческие успехи в 1-м Всероссийском конкурсе «Поэтическое ристалище», проводившемся ЦП ВОС в декабре 2003 года в городе Москве. В 2006 г. и 2008 г. стал номинантом конкурса международной премии «Филантроп», а в 2010 г. – дипломантом.

Был отмечен администрацией района премией за песню, посвященную старинному городу Боровску, в связи с 640-летием, которую я сочинил сам. Участвовал в нескольких фестивалях солдатской песни, за что имею почетные грамоты.

Моя творческая биография началась очень давно. Находясь в школе-интернате для слепых детей в Саратове, в течение всего учебного года, т.е. девяти месяцев, безвыездно, вдалеке от дома, я тосковал и по родным, и селу, где я родился и рос, и по волжским просторам. И это, в конце концов, послужило, как бы, толчком к тому, что у меня появилось желание сочинять, связанное с мальчишеской мечтой пожить где-то в окружении природы с друзьями и, конечно же, без опеки со стороны взрослых. Мне было тогда 15 лет. И написал я рассказ о том, как мы с другом отправились на волжский остров и поселились там в сооруженной нами землянке, на какое-то время сделавшись робинзонами. Особенно мутное психологическое состояние испытывал я в апреле – мае. Во время часовой прогулки, когда нас выпускали из школы, мы, несколько одноклассников, приходили на саратовскую набережную, и наблюдали ледоход на Волге. И я с замиранием сердца думал, что в начале июня на белом веселом пассажирском пароходе, вернусь в родные края и увижусь там со своими близкими, друзьями и с той девчонкой, о встрече с которой часто мечтал, находясь вдали от неё. И появилось моё первое лирическое стихотворение, в котором рифмовались слова: лёд-пароход, клён – влюблён. Так я начал писать стихи. Но особенно стал заниматься литературным творчеством после ухода на пенсию, по-видимому, появилось для этого свободное время. За свои деньги, а также за деньги спонсоров, к которым пришлось обращаться неоднократно, я издал три сборника лирических стихотворений: 1 - пробный, 2 - под названием «Дорогое... Милое... Далекое...», и 3 - под названием «Светлой грусти мотив». Все стихи лирические. В них я говорю о любви к Родине, женщине, природе, друзьях. Многие стихи написаны по воспоминаниям, в основу некоторых легли образы, рожденные вдохновением и воображением. Конечно, есть и такие стихи, в которых присутствуют реальные образы, личности. Другие появились под воздействием какого-либо события, случая, происшествия. В общем, их нужно читать.

Есть у меня и проза. В журнале «Школьный вестник» помещались мои небольшие зарисовки: «Они обороняли Ленинград», «Письмо с фронта», воспоминания о саратовской школе: «Жук и ворона», «Самозванец и др.», «Звучал оркестр духовой», рассказы «Трофей из Зюденштадта», «Тайны старого рыбака», «Озёрная эпопея», печатались стихи. С этим журналом я продолжаю сотрудничать. В местных газетах публиковались статьи и заметки, в которых я выражал свои взгляды о значении патриотического воспитания молодежи, высказывал мысли о сохранении российской духовности в наших людях, писал о состоянии благоустройства на территории поселка, тем самым старался обратить внимание на различные острые проблемы жизни населения со стороны администрации.

В журнале ВОС «Наша жизнь» печатались мои стихи, а также очерк о незрячем предпринимателе Александре Раковиче и эссе на тему «Брайлевская грамотность в моей жизни» - «Три встречи с Брайлем». В настоящее время завершил работу над очерком о замечательном человеке, русском капельмейстере, авторе «Школы игры на духовых инструментах», композиторе, авторе популярного русского старинного вальса «Березка» - Дрейзине Евгении Михайловиче и его детях – музыкантах. Необходимый биографический материал предоставила мне в свое время замечательная, добрая женщина, бывший руководитель художественной самодеятельности клуба Калужского УПП, член ВОС, дочь Евгения Михайловича - Дрейзин Элегия Евгеньевна, которая к моему глубокому сожалению ушла из жизни в 2006 году.

О Евгение Михайловиче я провел литературно-музыкальный вечер в нашей музыкальной гостиной «Я помню вальса звук прелестный».

Продолжаю работать над автобиографической повестью «Живая темнота», в которой рассказываю о своем раннем детстве, совпавшем со временем Великой Отечественной войны. О своих близких, переживших тяжкую годину, о моих первых шагах преодоления «темноты» после потери зрения. Повесть завершена в черновом варианте.

Есть большое желание написать воспоминания о моей дружбе с собакой-проводником по кличке Рэм - шотландской овчаркой (колли), с которой я бродил в окрестных полях и лесах. Эту повесть я хочу назвать «Я гуляю с собакой». В общем, планов много, сюжетов предостаточно, только времени маловато.

Чтобы плодотворно и реально заниматься литературным творчеством мне необходимо было научиться печатать на пишущей машинке. Это можно было сделать в центре реабилитации по зрению в г. Волоколамске. Но чтобы туда попасть по путевке, нужно было дождаться очереди. И я решил: поеду в Волоколамск и лично договорюсь с дирекцией центра. Так и сделан. Пройдя курс обучения в этом замечательном заведении по реабилитации слепых, я возвратился домой и приступил к поискам пишущей машинки. Много обошел разных учреждений - везде компьютеры. Машинки пошли на слом. Все-таки нашел! Так я самостоятельно стал печатать. Но этого было недостаточно для успешной творческой работы: для незрячего в этом деле необходима техническая помощь - пришлось за свой счет нанять помощницу. И это помогло мне осуществить многие творческие замыслы.

Мою деятельность, мою жизненную позицию замечали журналисты. Об этом писали в газетах, на телевизионных экранах, таких каналов как ОРТ, ТВЦ, НТВ, TBC, демонстрировались телерепортажи с моим участием. По Калужскому радио транслировались несколько раз небольшие передачи обо мне. В журнале «Наша жизнь» была напечатана небольшая статья о музыкальной гостиной «Обитель муз», которую я создал и вел.

Люблю читать книги, особенно по-брайлю. Люблю участвовать в различных конкурсах и соревнованиях. Так, в 2008г. и 2009 г. принимал участие в Областном поэтическом конкурсе им. Н.Островского, соответственно отмечен дипломами 3 и 1 степеней. В номинации «Авторские произведения». В связи со Всероссийской переписью населения областным росстатом был объявлен конкурс частушек на данную тему, в котором я принял активное участие и стал призёром. В 2010 г. Областная библиотека для слепых им. Н. Островского отметила меня как победителя конкурса «Лучший читатель – 2010» в номинации «За поэтический дар».

В сентябре 2013 года в г.Курске состоялся Всероссийский конкурс «Крылья надежды», организованный Курской специальной библиотекой для слепых и слабовидящих и приобретший фактически всероссийское значение. Было много номинаций. Я стал призёром, получил диплом l степени в номинации «Поэтическое творчество». Был отмечен памятным призом.

В ноябре 2016 года я принял участие в объявленном министерством по коммуникациям в конкурсе «Моя любимая Россия» и по итогам занял второе место по Калужской области. Глава администрации Боровского района от имени министерства Калужского правительства в присутствии всех руководителей района вручил диплом и приз.

Большую помощь в осуществлении моих творческих планов оказывают прекрасные, добрые женщины – работники Боровской районной библиотеки, заведующая филиалом областной специальной библиотеки для слепых и слабовидящих Куцова Антонина Николаевна. Очень приятным событием в моей жизни стало напечатание областной библиотекой имени Н.А. Островского книги моих стихов в двух вариантах – шрифтом Брайля и в плоскопечатном исполнении.

Очень важную поддержку получаю от дочери, Ольги Викторовны Ильиной, преподавателя психологии в университете. В настоящее время продолжаю осваивать компьютер. Он очень помогает в моей творческой работе. Благодаря компьютеру открывается широкий доступ к ценностям культуры, а их так не хватает в поселке, где я живу.

Из моих стихотворений видно, что я остался волжанином, люблю рыбачить, слушать плеск волжских волн, встречаться с друзьями там, на волжских берегах.

Вот, что я мог написать о себе. Как видите много написано, так как много прожито, и вся сущность моей жизни состояла в том, чтобы, преодолевая препятствия и трудности, связанные с отсутствием зрения, стремиться достичь поставленной цели, решать определенные задачи, утверждать себя и еще раз утверждать!

«Философия моя простая.

Я не вижу, но живу в движеньи.

Книгу жизни бережно листая,

В мир иду тропой воображенья».

Обращение

С самого раннего детства я любил музыку. Поэзия и музыка - два крыла моей души. Живя и учась в школе-интернате для слепых детей с 1946 по 1957 год в г. Саратове, я научился игре на баяне. С 1948 года - участник школьного духового оркестра в качестве трубача. Пел в хоре, был солистом. До сих пор не забываю художественную самодеятельность. Люблю классическую, джазовую, русскую народную музыку. Отмечен многими дипломами, грамотами, благодарственными письмами за творческие и организаторские успехи в области поэзии и музыкального искусства.

А. С. Пушкину принадлежат слова: «Самое сильное чувство у людей - это любовь. Пожалуй, ему противостоит только музыка».

Любовь к музыке вызвала во мне желание написать очерк, который я назвал первой строкой прекрасного старинного романса Н. Листова «Я помню вальса звук прелестный». Все духовые оркестры, в которых мне довелось участвовать, в своём репертуаре имели очень популярный вальс «Берёзка». До конца 80-х годов он часто звучал по радио. Были даже специальные радиопередачи, в которых звучали различные произведения в исполнении духовых оркестров. Эти военные и спортивные марши, а также - старинные вальсы до сих пор волнуют мою душу. Я составил даже приличную фонотеку духовой музыки в записи на грампластинках и компакт-дисках. Среди старинных вальсов, таких романтичных, вызывала во мне особые эстетические и психологически заострённые чувства «Берёзка». Под воздействием этой чудесной музыки моё воображение рисует картины нашей русской природы и милый образ девушки -моей первой любви, стоящей на берегу Волги, или в поле среди ромашек, или на опушке берёзовой рощи. И когда мои родители купили мне старенький тульский баян, я, наряду сдругими произведениями подобного жанра, выучил по нотам прекрасную «Берёзку».

Последний раз этот вальс был исполнен с моим участием духовым оркестром клуба Боровского предприятия ВОС на областном смотре художественной самодеятельности в 1982 году. В зале Калужского Дворца строителей присутствовала дочь автора вальса. После того, как прозвучали аккорды коды, Элегия Евгеньевна поднялась на сцену и поблагодарила нас, музыкантов, за хорошее исполнение и за внимание к творчеству её отца.

Долгие годы имя композитора пребывало в тени забвения. И когда школьный оркестр исполнял в 40-х - 50-х годах прошлого века это произведение, то руководитель наш и, тем более, мы - мальчишки-музыканты - не знали, кто создал этот шедевр.

С Элегией Евгеньевной я познакомился в 1968 году, когда приехал на Боровское предприятие по направлению от центрального руководства ВОС на должность замдиректора по культурно-массовой работе. Я уже знал имя композитора - это был Евгений Дрейзин. Элегия Евгеньевна работала тогда художественным руководителем хора клуба калужского предприятия ВОС «Сигнал». Нас сблизила любовь к музыкальному искусству и общая цель нашей творческой деятельности - знакомить с достижениями музыкальной культуры, повышать эстетическую образованность, обогащать духовное сознание людей с ограниченными физическими возможностями. Она предложила мне написать статью или очерк об Евгении Михайловиче. Я выразил сомнение в том, что никогда не писал что-либо похожее на очерк, и у меня нет никакого материала для написания, например, статьи. Элегия Евгеньевна дала мне напечатанную на машинке краткую биографию отца. И я прочитал её. Меня глубоко заинтересовала судьба и творческая жизнь военного капельмейстера 26-го Сибирского стрелкового полка, автора «Школы игры на духовых инструментах», педагога, большого музыканта, композитора, сочинившего замечательный вальс «Берёзка» и хорошего человека. Его дети - Альбин Евгеньевич и Элегия Евгеньевна, также были профессиональными музыкантами. О жизненной и творческой судьбе этих интересных людей я и написал свой очерк. Осталось только издать небольшую по объёму книжечку.

Коротко о себе.

Предки мои - крестьяне. Родители - простые рабочие. Дата рождения: 11 ноября 1936 года. Место малой родины - рабочий посёлок Алексеевка Хвалынского района Саратовской области. Волга - символ моей родины.

В 1943 годув шестилетнем возрасте полностью лишился зрения от огнестрельного ранения.

С 1946 года учился в школе-интернате в Саратове. В 1957 году поступил в Саратовский госуниверситет на исторический факультет и в 1962 окончил его с дипломом «Учитель Истории». 21 год учительствовал. Был рабочим на предприятиях Всероссийского общества слепых, заместителем директора по культурно-массовой и воспитательной работе на Боровском предприятии ВОС, руководителем, организованного мной клуба по интересам - Музыкальная гостиная «Обитель муз» по культурному и эстетическому развитию при Ермолинском ДК «Полёт», вёл занятия, в предложенном мною же, пионерском кружке «Барабанщики и горнисты» в Боровской школе.

Мать-Природа наградила меня способностью писать стихи и прозу. Литературного образования не имею. Однако печатался в журналах «Школьный вестник» и «Наша жизнь», а также в местных газетах.

Виюле 2006 года не стало уважаемой Элегии Евгеньевны. И это для меня была слишком тяжёлая потеря. И в память о ней я решил, несмотря на любые трудности и преграды, написать очерк об этой музыкальной семье, жизнь которой была полна любви и борьбы. Свой труд над очерком я сравниваю с преодолением горного хребта, потому что много времени и сил приходится затратить на поиски перевалов через горные цепи.

Основой для написания стали различные источники. Небольшая книга, написанная дочерью - Элегией Евгеньевной, её воспоминания, которые повезло мне узнать из бесед во время наших встреч; интересны её письма, имевшие доверительный характер. Из замечательной книги В. Я. Бынкина я почерпнул информацию об организации памятных мероприятий, посвящённых жизни и творчеству музыкантов Дрейзиных. Некоторые интересные факты были мной почерпнуты из журналистских публикаций в газетах. Ценные сведения историко-культурного значения находил в больших журналах «Родина» и «Музыкальная жизнь», в которых публиковались статьи известных искусствоведов.

Для того чтобы увеличить значимость отдельных событий, я использовал в качестве иллюстраций отрывки из исторически-художественных книг и тексты популярных русских народных песен времён Русско-японской войны. Многие события в очерке сопровождаются фотографиями.

Особую роль в завершении всей работы с очерком сыграл материал, присланный старшим научным сотрудником Керченского историко-культурного заповедника Шестаковым Семёном Алексеевичем о пребывании Е. М. Дрейзина с семьёй в Керчи. Это стало возможным в результате воссоединения Крыма с Россией.

Родился Евгений Михайлович Дрейзин 11 августа 1878 года. Следовательно, в 2018 исполнится 140 лет со дня рождения. Значительную часть своей жизни он прожил в Калуге. Где есть ряд памятных мест, связанных с его пребыванием его в ней. В Калуге родились и дети. Они учились и работали, сделав свой вклад в развитие культуры.

Очень надеюсь, что Министерство внутренней политики и массовых коммуникаций совместно с Министерством культуры не оставят без должного внимания это важное событие. Нельзя предавать вновь забвению имя хорошего человека с чистой и светлой душой, искренне любившего своё подвижническое дело – нестив народ музыкальную культуру. Евгений Михайлович искренне, всей душой любил Россию и это патриотическое чувство отражено в его творчестве - одна «Берёзка» чего стоит! Работая над очерком, я надеялся, что он будет издан и станет моим скромным вкладом в общественно-значимое дело - сохранение памяти о музыкантах Дрейзиных, как оценённого временем культурного наследия.

Мне 11 ноября 2017 исполнилось 81 год. Несмотря ни на что, занимаю активную жизненную позицию.

Был отмечен «Благодарственными письмами» от настоящего губернатора и его предшественника, а также почётными грамотами от различных общественных организаций и государственных органов власти.

Надеюсь, что доживу до празднования 140-летия со дня рождения автора вальса «Берёзки», Евгения Михайловича Дрейзина и его «Памятная доска» будет приведена в лучшее состояние. Ещё хочется ощутить в руках небольшую книжечку, в которой будет заключён результат моего труда. И тогда я смогу сказать, что выполнил желание дорогой Элегии Евгеньевны увидеть ещё одно свидетельство о любимом отце.

Прошу оказать мне содействие в издании очерка «Я помню вальса звук прелестный». Когда вы будете знакомиться с моими рассказами, то среди них вам встретится очерк «Я помню вальса звук прелестный…», посвящённый капельмейстеру, педагогу, композитору, автору знаменитого старинного вальса «Берёзка», а также его детям-музыкантам. Надеюсь, что вас заинтересует содержание очерка, уважаемое жюри, прочтёт мой труд и справедливо его оценит.

Жизнь Евгения Михайловича Дрейзина была до краёв наполнена драматизмом 20 века. Любовь и борьба – вот главные путеводные линии его судьбы. Я никогда не писал больших статей и очерков. Но дочь Е.М. Дрейзина – Элегия Евгеньевна, с которой я был близок по духу, очень хотела, чтобы я написал об её отце. В письмах и по телефону иногда спрашивала у меня, начал ли я работать над этим. Очерк был мной написан уже после её кончины..

11 августа исполняется 140 лет со дня рождения автора прекрасного вальса, очень популярного в России. Мой очерк, как мне кажется, будет скромным вкладом в наследие культурных ценностей нашей страны.

Встреча В.С. Верхова с работниками библиотек Боровс кого района.

Сведения обо мне вы найдёте в творческой автобиографии. 11 ноября 2017 года мне исполнится 81 год. В 1943 году потерял зрение от выстрела из ружья. В 1957 году окончил школу-интернат для слепых детей в Саратове и поступил в Саратовский государственный университет. Закончил курс с дипломом учителя истории. Мой послужной список включает целый ряд профессий и занятий: учитель, руководитель на предприятии ВОС, руководитель просветительского и музыкального кружков. В настоящее время активный пенсионер. Стремлюсь издать книгу с моими литературными сочинениями.

22 сентября 2017 г. Верхов Виктор Сергеевич

Верхов В.С. «Я помню вальса звук прелестный...»: Очерк / В. Верхов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. —105с.

 
Новости
Обновления на сайте в 2023 году

Конференция «Страна городов». 9 декабря 2015 г.

Первые чтения памяти Д.И. Малинина. Калуга. 20 ноября 2015.

Девятые Всероссийские краеведческие чтения

ПРОЕКТ. Школа патриотизма – проект «Оружие Победы»

IX конференция «Липоване: история и культура русских старообрядцев»

Обновления сайта на 16 октября 2012 года

6-7 сентября 2012 года в Торуни проходила конференция «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура»

Начало создания сайта

[ Все новости ]

Объявления
ХХ Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова

Круглый стол "Старообрядчество Новгородской области. Итоги полевого сезона 2022"

НОВОЕ НА САЙТЕ 2022 г.

Фалеев О.М. ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!!

НОВОЕ НА САЙТЕ 2020-2021 гг.

21 марта 2020 г. Боченков. По Голгофским местам

Гарбузова С.И. 85 лет. ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!

XIII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность»

НОВОЕ НА САЙТЕ 2019 г.

ЮНЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРИННЫЙ ГОРОД

[ Все объявления ]


Designed by sLicht Copyright © 2014